Главная » Статьи » Мамам и Папам » Психология

Нестандартное мышление

Категория: Психология (метки: воображение, психология, мышление)

Комментариев: 1 | Просмотров: Просмотров 2882


Нестандартное мышление
Умение нестандартно мыслить зачастую оказывается залогом успешной работы и блестящей карьеры. Прорастает оно из детских фантазий и богатого воображения, о чем мы нередко забываем, когда в ответ на очередную сочиненную сказку или выдумку кричим своему ребенку: "Так не бывает!", "Ты сочиняешь!", "Врушка!".

А ведь воображение и без наших окриков с возрастом становится беднее. Не верите? Давайте проведем простой тест.

На листе бумаги нарисуйте три окружности, три "галочки" и три волнистых линии. Раздайте "заготовки" всем членам семьи. Дополните каждую фигуру так, чтобы получилась картинка (всего на листе их будет девять). Сравните рисунки. Начислите по одному баллу за каждый оригинальный рисунок.

Баллы не начисляются, если: окружность превращена в мяч, лицо, апельсин, воздушный шар; из "галочки" получился стебель цветка, морковка или птичий клюв; волнистая линия стала змеей, червяком, веревкой, шарфом, ниточкой воздушного шара, рекой, облаком, дорогой, частью орнамента. Не засчитываются и рисунки, совпавшие хотя бы у двоих участников "эксперимента". Подсчитайте результаты и сравните их.

Как правило, дети в возрасте 5-7 лет "зарабатывают" не менее 7-8 баллов. Но, увы, чем человек старше, тем реже в его рисунках встречаются необычные, нестандартные решения. Однако смириться с этим фактом в наш век было бы просто недостойно здравомыслящего человека. Ведь времена, когда знание было силой, прошли, и теперь даже философ Бэкон вряд ли бы усомнился в том, что его место уверенно занимает воображение. А значит, о нем надо позаботиться как можно раньше. Вот несколько примеров того, как это можно сделать.

Старая сказка на новый лад

Выберите сказку, хорошо известную ребенку: "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белоснежка и семь гномов". Начните рассказывать "как обычно", но пусть в какой-то момент персонажи поступят неожиданно - например: "Козлята поняли, что за дверью злой волк, но совсем не испугались, а решили его проучить. Как ты думаешь, что они сделали?"

Играть с одной сказкой можно 2-3 вечера подряд, приближая и отодвигая "ключевой момент" - "вторжение в сюжет" (например, "Козлята все-таки попали в живот к волку, но стали придумывать, как же им спастись; и вот что придумали...").

Вариант этой игры - "сборная сказка". В ней участвуют герои разных сказок, разнообразные животные и, как правило, сам ребенок - в качестве главного героя.

Попросите ребенка принести и сложить в корзинку или небольшую коробку 3-4 разных предмета - например, зеркальце, книгу, любимую игрушку и яблоко. "Тссс! Тише! Слышишь? Кажется, они заговорили. Наверно, знакомятся - ведь эти вещи никогда раньше не встречались. Давай послушаем, что они говорят?".

Придумайте вместе "биографию" этих предметов. Пусть ребенок поможет каждому из них "найти друга".

Для чего это пригодится?

В эту игру можно играть на прогулке, сидя в очереди в поликлинике или во время поездки в метро.

Назовите какой-нибудь предмет и по очереди с ребенком придумывайте нестандартные способы его применения. Например кирпич. Им можно колоть орехи, забивать гвозди, рисовать, его можно растолочь и сделать оранжевую пудру, использовать как гнет для квашеной капусты... С помощью зеркала можно пускать солнечных зайчиков, подглядывать из-за угла, перерисовывать картинки, писать зашифрованные письма. А для чего может пригодиться яичная скорлупка, пустая бутылка, прутик?

Закорючки

Эта игра напоминает тест, приведенный выше.

На листе бумаги каждый участник рисует какую-нибудь закорючку. Затем все меняются листами и стараются дорисовать закорючки так, чтобы получился известный, узнаваемый предмет.

Неведома зверюшка

Говорите ребенку: "Сейчас я превращу тебя в зверюшку, которую никто никогда нигде не видел. Раз-два-три! (Накройте малыша на несколько секунд платком, чтобы помочь ему "переключиться".) Ой, привет! Ты кто? Где ты живешь? Что ты любишь?".

Воображение помогает развить в ребенке эмпатию - способность сочувствовать, умение смотреть на ситуацию с позиции другого человека. В дальнейшем это значительно облегчает налаживание взаимоотношений с самыми разными людьми. Поэтому предлагаем поиграть с ребенком в игру, которую можно было бы назвать "Мир глазами другого".

Зачастую дети сами стараются "примерить костюм" другого: "Я буду мама, а ты - дочка", "Я - котенок, а ты - собака". Помогите малышу - предложите ему побыть мышкой, бабочкой, слоном, соседским мальчиком, инопланетянином, впервые попавшим на Землю, воспитательницей из детского сада. Попросите его нарисовать дерево (яблоко, коробку), которое видит он-улитка, он-жираф, он-птица, он-великан...

Нередко дети с богатым воображением создают себе чудовищ, которых сами боятся. Помните, у Чуковского, "Бяка-закаляка": Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать?

Я ее боюсь!

Не пугайтесь, не старайтесь убедить ребенка, что это все выдумки и глупости, а "на самом деле чудовищ не бывает". Вспомните - у вашего малыша СИЛЬНОЕ воображение, и, во многом благодаря вашим с ним занятиям, он уже умеет управлять своей фантазией, которая наверняка пригодится ему в нелегкой взрослой жизни. Помогите ему придумать "оружие", способ самому победить придуманное чудище - и вы подарите ребенку уверенность в собственных силах и умение побеждать "монстров".

Родителям, склонным развивать воображение ребенка, стоит помнить, что необходимым условием позитивного творчества является ровная, доброжелательная атмосфера. Куда бы ни завела ребенка мысль, он должен быть уверен, что существует "тихая пристань", где он всегда найдет понимание и поддержку. Не отмахивайтесь от детских вопросов (даже, на ваш взгляд, "дурацких" и утомительных), поддерживайте творческие начинания, в том числе - самые фантастические научите малыша философски переживать неудачи, не отказываясь от задуманного, но изобретая новые возможности справиться с проблемой.

Чувствуя вашу поддержку, ребенок не только сможет значительно увеличить свой творческий потенциал, но и привыкнет использовать воображение для постановки целей и решения возникающих задач, что наверняка ему пригодится.

Автор(ы) статьи:
Евгения Пайсон


Все статьи RSS-лента статей Я репортёр! Источник: http://kids.amur.net/

1 Владимир Шебзухов   (12.12.2013 03:23) [Материал]
автор Владимир Шебзухов
К теме НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЖРЕБИЙ

У входа на большой базар,
Купца завидел кредитор…
И тут же завязался спор,
Людской словесности пожар!

Купец уж бледен стал лицом,
Но ростовщик был как стена.
А рядом с должником-купцом
Стояла юная жена.

Был очарован ею вдруг,
Неумолимый ростовщик.
И предложил: — Давай-ка, друг,
Наш спор мы разом разрешим!

Два камня положу в кошель:
Один я белый опущу,
Коль вытащит его Гузель* —
Она — моя, а долг — прощу!

Другой же чёрный я кладу,
Достанет коль его она —
Забудешь ты свою беду,
Прощу тебе я всё сполна!

Но углядел Гузели взгляд:
Два белых камня в кошельке,
Что плут подбросил их подряд,
Зажавши чёрный в кулаке…

Из кошелька млада-краса
Едва достав, роняет вдруг
На землю камень, а в глазах
Прекрасных — якобы испуг.

— Коль под ногами столь камней,
Искать средь них не стоит свой!
Ну так поступим же мудрей,
Чтоб наконец настал покой!

Заглянем лучше в кошелёк:
Какой остался камень там?!
И если чёрный — видит Бог —
Покорно я себя отдам!
_________
*красивейшая, достойная восхищения (тюркско-татарское).

Деревенский дурачок

Прославился на всю округу,
Заведомо на все века.
В село съезжались отовсюду,
Чтоб поглядеть на… дурачка!

Кто всеми назван дураком,
Был знаменитым чудаком!
А чем герой был знаменит,
О том сказание гласит…

На предложенье выбрать деньги,
Что предлагают люди даром -
Берёт монету в три копейки,
А рубль отвергает с жаром!

Так слыл герой чудаковатый,
Пусть дурачком, немало лет,
Но, будучи уже богатым,
Раскрыл свой маленький секрет -

«Мне предлагали деньги даром,
Не мог я людям отказать.
Слыть лучше чудаком, чем хамом.
Лишь стоило б мне рубль взять,
Никто не стал бы предлагать!»

Здесь вспомнишь, друг-читатель, ты,
Кому «довольно простоты».
Кто мудрецом является,
Не всяк им представляется!

ПОТЕРЯННЫЙ РУБЛЬ

“…Двух годовалых девочек не смог сложить
С двумя старушками, чтоб получилось –
Четыре юных велосипедистки…”
Басня «Математик»

Любил считать хозяин бара…
До мелочей дотошным был…
Тот случай, (коих в жизни мало),
Бармена очень удивил!

Три друга, расплатившись разом
И тридцать выложив рублей,
Окликнутые громким гласом,
Вникать вдруг стали речи сей:

«На двадцать пять рублей заказ был,
Переплатили вы зазря!
Хоть тридцать взять от вас и рад бы,
Но совесть мучила б меня!»

Три друга улыбнулись в баре.
Взяв по рублю, в ответ: «На чай
Тебе мы остальное дарим,
Не обижай и… не серчай!»

Хозяин стал считать всю прибыль;
Из тридцати, мне — два рубля.
Но лишь по девять заплатили,
А не по десять те друзья!

И вдруг… но их же было трое:
Помножим девять мы на три…
Так — двадцать семь, но что такое…
И два рубля ещё мои…

Мы двадцать девять получаем,
Однако ж тридцать, я держал…
Бедняга до сих пор считает…
Куда же рубль тот пропал?!(?)

НА ВОКЗАЛЕ

— … Там что за памятник? Тому,
Кто написал рассказ «Муму»?

— Да нет! Там – всех поэтов Гений!
«Муму» же написал – Тургенев!

— Угу!
А этот памятник кому?
Тому, кто написал «Муму»?

— Тому, кто основал вокзал!
«Муму» — Тургенев написал!

— Угу!
(Видать, я чёй-то не пойму:
Тургенев – написал «Муму»,
А памятники – не ему?!(?)

Вовочка

«В алфавите – сколько букв?»
Множество поднято рук.
«Пусть нам Вовочка ответит,
Коль он знает всё на свете!»

«Семь!Не трудно посчитать!»
«Как же это понимать?
Перечислить сможешь их?»
В ожиданье класс притих…

Был уверен в правоте
И назвал все буквы те
(Кто бы в этом сомневался?!) —
«А», «Л», «Ф», «А», «В», « И», «Т»!»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика

Мам и Пап в сети: 1
Гостей: 1
Родителей: 0

[ Сегодняшние посетители ]

Мы в сети Интернет

уже
Мини-чат

Кто on-line?